Украина переходит на электромобили, и в 2030-м году использовать средства передвижения на бензиновом, дизельном или газовом топливе будет запрещено. Народные депутаты хотят прописать это на уровне закона.
Об этом сообщает издание РБК-Украина.
Для перехода создадут все условия. "Зеленые" авто освободят от еще одного налога и упростят установку электрозарядок.
Сейчас в Украине число электромобилей растет так быстро, что мы занимаем по этому показателю 10-е место в мире.
Всего в Украине зарегистрировано почти 27 тыс. "зеленых" авто. Из них более 7 тыс. украинцы купили за этот год. Для сравнения, в прошлом году купили 5,3 тыс. электрокаров – вдвое больше, чем в 2017 году.
Росту продаж способствовала отмена таможенных сборов и налогов на ввоз электромобилей. Количество электрокаров из общего числа машин в Украине равно 3-3,2%.
Аналитики IRS Group прогнозируют увеличение количества электрокаров до 246 тысяч. Темпы продаж электромобилей продолжат расти за счет "обнуления" налогов.
Льготная растаможка будет действовать до 2021 года. Украинцы могут ввозить электромобили и не платить ни копейки за растаможку, не надо платить НДС – 16,8%, и акцизный сбор – 1 евро за каждый кВт емкости аккумулятора.
Таможенную пошлину в 10% парламент отменил еще в 2015 году. Остается только сбор в Пенсионный фонд – 4,8%, его платят при регистрации авто. Есть большая вероятность, что и этот сбор отменят.
Через десять лет Украина должна перейти на электромобили. Депутаты прописали это в проекте закона №2532.
«С целью сохранения окружающей среды, выполнения международных обязательств по уменьшению выбросов в атмосферу, улучшению экологического состояния в городах, а также уменьшения зависимости экономики от импорта нефти и нефтепродуктов, государство определяет своим приоритетом переход на электрический автомобильный транспорт до 1 января 2030 года», – говорится в одном из пунктов проекта.
Что изменит законопроект:
- до 31 декабря 2022 года отменяется Пенсионный сбор при регистрации электромобиля;
- до 31 декабря 2024 года электромобили с зелеными номерными знаками смогут ездить по полосе общественного транспорта.
Кабмин должен разработать госпрограму по льготному кредитованию и страхованию на покупку электромобиля. Также правительству поручается создать программу по развитию украинских производителей электрокаров, производства и утилизации аккумуляторных батарей.
Большая часть пунктов проекта касается зарядных станций для электромобилей.
На сегодня в Украине насчитывается 2054 зарядные станции с 4069 точками подключения, посчитал сервис PlugShare. Для сравнения в 2014 году в Украине было всего 35 зарядных станций всех типов.
На одну зарядную станцию в стране приходится семь электромобилей (примерно 3,5 на каждую зарядную точку). Это соизмеримо с показателями стран Европы.
Подключать новые зарядные станции сложно из-за бюрократии, считают эксперты. Но самая большая проблема – они не выгодны бизнесу.
Большую часть сложностей должен решить проект закона:
- до 31 декабря 2024 операторам зарядных станций не нужно получать лицензию;
- до 31 декабря 2022 года не нужно будет платить за подключение и выделение мощностей для операторов автомобильных зарядных станций;
- к элементам благоустройства добавятся токоприемники подключения электромобилей к сети внешнего освещения и внешней рекламы;
- новые автозаправки, которые строятся за городами, должны быть оборудованы зарядными станциями.
Если электромобилей станет больше, то продажи бензина упадут. А акциз с горючего направляется в Дорожный фонд.
Чтобы дороги не остались без финансирования, введут новый налог. Это предусмотрено законопроектом №2532.
С 1 января 2025 года налог будет взиматься с деятельности операторов зарядных станций.
Сбор будет начисляться по объему потребленной энергии.